Детали транспортного каркаса: дороги региональной и местной опорной сети становятся лучше
Дорога Буйнакск—Гимры—Чирката в Республике Дагестан Стратегия развития дорожного хозяйства страны, определенная национальным проектом «Безопасные качественные дороги», конкретизирована в шести федеральных проектах: «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Автомобильные дороги Минобороны России», «Развитие общественного транспорта» и «Развитие федеральной магистральной сети». Сегодня нацпроект реализуется в 84 субъектах страны и 105 городских агломерациях в их составе.
Итоги шестилетки
За шесть лет реализации с 2019 года нацпроекта «Безопасные качественные дороги» достигнуты рекордные показатели по строительству и ремонту дорожного полотна. Построено и отремонтировано порядка 100 тыс. км дорог, общая площадь укладки дорожного покрытия превысила 800 млн кв. м.
Если на старте нацпроекта доля дорог городских агломераций в нормативном состоянии составляла 44%, то к концу 2024 года достигнет 85%. Аналогичное значение по региональным дорогам за шесть лет увеличится с 43,6% до 54%.
Ключевая цель нацпроекта — повышение качества жизни населения, поэтому особое внимание уделено восстановлению дорог, ведущих к социально значимым объектам. В частности, в программу работ по нацпроекту вошло более 3 тыс. участков дорог к медицинским учреждениям, свыше 5 тыс. участков к детским образовательным и досуговым учреждениям, более 2 тыс. региональных трасс и городских улиц, ведущих к туристическим местам.
Опорная сеть
Одно из главных направлений нацпроекта — расширение опорной сети автомобильных дорог. В частности, в 2024 году субъектам страны была поставлена задача привести к нормативу свыше 3 тыс. км региональной опорной сети.
Как отметил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, дороги, входящие в опорную сеть, имеют стратегическое значение для развития страны. Они формируют транспортный каркас, по которому движется большой поток машин, грузов и пассажиров. «Крайне важно заниматься обновлением и развитием этих участков, и многое уже сделано. К концу 2023 года доля автомобильных дорог регионального значения, включенных в опорную сеть и находящихся в нормативном состоянии, составила 68,9%, а по итогам работы за восемь месяцев 2024-го этот показатель достиг 69,6%. Завершены работы на 114 объектах общей протяженностью порядка 490 км», — сообщил он.
По словам министра транспорта РФ Романа Старовойта, приведение в нормативное состояние участков региональных дорог, входящих в опорную сеть и обеспечивающих бесперебойную транспортную связанность и единство экономического пространства страны, — одна из ключевых задач нацпроекта. «В 2024 году в субъектах приводят в нормативное состояние свыше 3 тыс. км региональной опорной сети автомобильных дорог. К концу года доля таких дорог в нормативе составит 70,6%», — отметил министр.
Общая протяженность опорной сети к сегодняшнему дню составляет 140,5 тыс. км (с учетом дорог ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей), из них 66,2 тыс. км — федеральные дороги, 74,3 тыс. км — региональные или межмуниципальные.
Состояние опорной сети автомобильных дорог зависит и от работ, проводимых на федеральных трассах, подведомственных Росавтодору. «В 2024 году планируется завершить строительство и реконструкцию участков федеральных автомобильных дорог общей протяженностью 385,3 км. Кроме того, в этом году будут выполнены капитальный ремонт, ремонт и содержание участков федеральных автодорог общей протяженностью 3 761 км», — заявил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко.
Новости с мест
В Чеченской Республике завершена реконструкция участка автодороги Серноводск— Грозный протяженностью 7,2 км, соединяющей регион с соседней Ингушетией, а внутри Чечни — Грозненский, Ачхой-Мартановский и Серноводский районы с Грозным. Дорога также ведет к санаторию «Серноводск-Кавказский». В ходе реконструкции трассу расширили до четырех полос, все ее технические параметры доведены до современного уровня.
Приведен в нормативное состояние участок автодороги регионального значения Сонково—Лаврово—Красный Холм в Тверской области. Трасса включена в опорную сеть автомобильных дорог и связывает Тверскую область с Ярославской. По словам губернатора Тверской области Игоря Рудени, работа по приведению в норматив опорной сети региона с начала реализации нацпроекта вышла на новый уровень и в настоящее время находится в стадии завершения с показателем 83%. Начавшиеся в прошлом году работы проводятся поэтапно: в этом году обновили участок в 2,5 км, всего запланировано приведение в нормативное состояние 14,2 км от пересечения с автодорогой Ивановское—Пищалкино—Добрыни до границы с Краснохолмским округом.
Приведен в нормативное состояние участок трассы Новый Некоуз—Родионово—Октябрь в Некоузском районе Ярославской области, соединяющий Ярославскую и Тверскую области. «Состояние трассы было критическим, поэтому приняли решение приводить ее в порядок поэтапно. По нацпроекту обновлено около 18 км, — отметил губернатор области Михаил Евраев. — В этом году отремонтировано более 8 км на участке от деревни Пуршево до села Воскресенского. Заключен контракт на ремонт еще 10 проблемных километров от Воскресенского до поворота на деревню Беловскую».
Искусственные сооружения
В 2022-2023 годах российскими регионами приведено в нормативное состояние 82 тыс. пог. м искусственных сооружений, еще 13,8 тыс. введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции. В нынешнем году на региональной и местной сети запланировано построить, реконструировать и отремонтировать более 58,7 тыс. пог. м мостов и путепроводов. На объектах продолжаются активные работы, большая часть из них уже завершена. Для реализации мероприятий по обновлению искусственных сооружений регионам оказывается значительная федеральная поддержка: в 2024 году по нацпроекту на ремонт, реконструкцию и строительство мостовых сооружений предусмотрено финансирование в размере более 74,6 млрд рублей, из них свыше 37 млрд — средства федерального бюджета.
Так, в Курганской области к нормативу приводят девять мостовых сооружений. Летом ввели в эксплуатацию Первомайский мост через реку Канаш в Шадринске, мост через реку Пикушку в Кургане, мост через реку Камышевку в составе трассы Шадринск—Ялуторовск, а также мост через реку Исеть на трассе Катайск—Верхняя Теча.
За два года завершен капитальный ремонт Ленинградского моста через реку Иртыш в Омске. Теперь на мосту шесть полос движения взамен прежних трех. В Свердловской области с нуля возвели и досрочно сдали путепровод через железную дорогу на 127-м км автодороги Екатеринбург—Реж— Алапаевск.
Что такое ИТС?
В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» продолжается внедрение и развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС). «Число городских агломераций, участвующих в реализации программы по внедрению ИТС, растет, — сообщил министр транспорта РФ Роман Старовойт. — Если в прошлом году их было 57 в 51 субъекте страны, то в этом уже 62 в 56 регионах.
«Умные» системы внедряются в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек с 2020 года. Это позволит оптимизировать движение общественного транспорта, увеличить пропускную способность городских магистралей, повысить среднюю скорость и безопасность дорожного движения. В 2024 году в целом на развитие интеллектуальных транспортных систем предусмотрено финансирование в размере свыше 3,15 млрд рублей.
Так, в столице Алтайского края запланировано обновление 12 светофорных объектов на проспекте Ленина. «Умные» светофоры появятся в районе площади Октября и на пересечениях с улицами Кулагина, Брестской, Союза Республик, Молодежной, Димитрова, Чкалова, Партизанской, Интернациональной, Анатолия, Гоголя, Никитина.
В Улан-Удэ ведутся работы по установке станции метеомониторинга на улице Бабушкина. В здешней городской агломерации внедрение ИТС идет с 2021 года, уже работает 77 «умных» светофоров, 133 обзорные камеры и 209 транспортных детекторов по подсчету и анализу транспортных потоков, поставляя информацию в Центр обработки данных (ЦОД), который стал единой платформой управления городским дорожным движением.
Обновление подвижного состава
По обновленным дорогам теперь курсируют новые транспортные средства. В текущем году в 64 региона — участника нацпроекта поступило более 5,5 тыс. единиц подвижного состава общественного транспорта, до конца года будет поставлено еще порядка 1,9 тыс. машин. На эти цели в рамках реализации нацпроекта выделено 79 млрд рублей федеральных средств.
В частности, в Новосибирскую область поставлено 49 троллейбусов марки «Горожанин». В Самарскую область «пришли» 174 новых автобуса, которые приобретены с использованием средств специального казначейского кредита. 76 автобусов получила Сызрань, 13 автобусов ПАЗ «Вектор» направлено в Кинель и Кинельский район. В Севастополь поступило 18 автобусов марки «ЛиАЗ».
Всего же за время реализации нацпроекта в регионы поступило свыше 13 тыс. автобусов, троллейбусов, электробусов и трамваев.