Железная логика: инфраструктура Дальнего Востока требует комплексного подхода
/FOTODOM
На состоявшемся недавно заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации, которое провела председатель этого Совета, первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Галина Карелова, были рассмотрены актуальные вопросы реализации логистического потенциала регионов Дальнего Востока. Все они так или иначе связаны с транспортным строительством, ведь именно от строителей в первую очередь зависит успешная переориентация внешнеторговых грузопотоков с запада на восток, предполагающая существенное увеличение нагрузки на логистическую инфраструктуру дальневосточных регионов. Но, как отмечалось на заседании, создание новых и увеличение пропускной способности существующих железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных путей не даст желаемого результата без строительства новых промышленных предприятий и социальной инфраструктуры.
Борьба с дефицитом
Как известно, инфраструктурным каркасом экономики Дальнего Востока является Восточный полигон железных дорог, который активно модернизируется. Выступивший на заседании министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков из наиболее знаковых объектов этого полигона отметил первый трансграничный железнодорожный погранпереход «Нижнеленинское—Тунцзян», а также рассказал, что не все знают о том, какую большую роль сыграл в строительстве железнодорожного моста на этом переходе глава Республики Бурятии Алексей Цыденов, бывший тогда заместителем министра транспорта РФ. Алексей Чекунков также подчеркнул, что этот мост строила Группа компаний «Бамтоннельстрой-Мост», которая и сейчас активно участвует в расширении Восточного полигона.
Необходимость в его расширении связана прежде всего с тем, что целый ряд отраслей, генерирующих на Дальнем Востоке грузовые потоки, развиваются темпами, значительно превышающими темпы роста экономики в среднем по стране. Так, за последние десять лет промышленное производство на Дальнем Востоке выросло в полтора раза и темп его роста превышал среднероссийский. Втрое — с 33 млн тонн до более чем 90 млн — за этот период возросла добыча угля, вдвое — производство сельскохозяйственной продукции.
Алексей Чекунков назвал историческим решение по ускорению реализации мероприятий третьего этапа развития Восточного полигона, к которым сейчас приступило ОАО «РЖД». Если первоначально планировалось увеличение его пропускной способности к 2032 году до 255 млн тонн грузов в год, то теперь речь идет о 270 млн тонн. И при этом, по словам министра, дефицит провозных мощностей все равно сохранится: уже сейчас с территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) не вывезено около 16 млн тонн грузов, что влечет за собой недополученные экономикой доходы и налоги. В будущем, если не принять необходимых мер, отставание провозной способности Восточного полигона от запросов рынка еще более возрастет, потому что в рамках преференциальных режимов на Дальнем Востоке создается почти 3 тыс. новых проектов, из которых около 800 уже запущено и создают новые грузопотоки.
Будущее за бизнесом
На заседании отмечалось, что ОАО «РЖД» успешно справляется с модернизацией железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в соответствии с федеральным проектом «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог». Строительство объектов осуществляется в тяжелых климатических условиях с разнообразным рельефом местности, начиная от степей и заканчивая горами. Быстрые мощные реки в период паводка становятся для строителей непреодолимым препятствием. Но несмотря на трудности, компания демонстрирует динамичный рост объемов работ. В текущем году планируется выполнить отсыпку порядка 17 млн кубометров земляного полотна, укладку 870 км верхнего строения пути, устройство 377 км контактной сети и строительство 589 объектов искусственных сооружений, таких как водопропускные трубы и мосты. К реализации запланированных объемов в пиковый период текущего года планируется привлечь 33 тыс. человек и 7 700 единиц техники, сейчас задействовано 11 500 человек и 3 247 единиц техники.
В то же время, как подчеркивалось на заседании, к развитию Восточного полигона должны активнее подключаться дальневосточные компании. Так, среди мер по устранению дефицита провозных мощностей Алексей Чекунков назвал создание частной Тихоокеанской железной дороги. Его позиция полностью совпадает с выступлением Галины Кареловой, считающей, что для достижения этой цели необходимо объединить усилия власти и бизнеса и привлечь к реализации транспортных проектов дальневосточные компании. Говоря об опыте сотрудничества, при котором компании-грузоотправители инициируют строительство необходимых объектов транспорта, Галина Карелова привела пример создания экспортного коридора от угольного месторождения Эльга, включающего в себя строительство железной дороги и морского угольного терминала. Реализация проекта позволит обеспечить доставку до 30 млн тонн угля в год в другие страны.
Сенатор отметила, что недавно ОАО «РЖД» и Группа компаний «Бамтоннельстрой-Мост» подписали соглашение о строительстве четырех ключевых объектов на этой магистрали. Председатель Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики предложила правительству России проработать вопрос о расширении применения механизмов ГЧП и концессионных соглашений при реализации проектов по электрификации Восточного полигона.
Не надеяться на авось
Много говорилось на заседании и о дальнейшем развитии Северного морского пути (СМП), который потенциально даст альтернативные направления, разгружающие Восточный полигон. Важность этой транспортной магистрали отметила Галина Карелова, подчеркнувшая, что по СМП в 2023 году было перевезено рекордное число грузов — свыше 36 млн тонн. Она также напомнила о законе о Северном завозе, вступившем в силу 1 апреля: «Мы возлагаем на реализацию этого закона большие надежды. Грузы в рамках северного завоза поставляются в населенные пункты 21 субъекта РФ. Три миллиона граждан, проживающих на северных территориях, должны ощутить действие закона в плане улучшения снабжения жизненно необходимыми товарами, продуктами, медикаментами. С этой целью важно как можно скорее определить в соответствии с требованиями закона Единого морского оператора», — считает сенатор. Она также указала на роль речного транспорта в доставке грузов на отдаленные территории и предложила создать федеральный проект по развитию внутренних водных путей.
В свою очередь, Алексей Чекунков сообщил, что достигнутый в прошлом году рекордный показатель грузооборота на СМП не предел, и сейчас рассматривается его увеличение до 100 млн тонн. Контроль и организация этой работы ведется правительством на основе плана развития СМП до 2035 года, предполагающего 1,8 трлн рублей инвестиций. При этом министр подчеркнул, что налоговые поступления до конца реализации проекта от экспорта всех запланированных грузов рассчитаны на уровне 20 трлн рублей. «Поэтому, несмотря на масштаб самого проекта, с точки зрения полезности для страны это может быть одним из самых самый эффективных инфраструктурных проектов в истории России», — отметил Алексей Чекунков. Он также заявил, что основной смысл создания Единого морского оператора состоит в том, чтобы в стране появился новый каботажный флот ледового класса.
Алексей Чекунков отметил серьезные недоработки в развитии речной логистики. Без решения этой проблемы, связанной с большим объемом работ по регулированию русла рек и дноуглублению, успешно разгрузить Восточный полигон не удастся. Кроме того, для создания нового флота ледового класса для СМП одной единственной верфи, уже полностью загруженной заказами до 2030 года, явно недостаточно, и для того, чтобы за семь лет построить более 100 судов ледового класса, необходимо возвести новые верфи. «На чудо надеемся, что где-то в мире возникнет верфь по производству судов ледового класса в таком количестве? А товары при этом создаются вдоль СМП, миллионы тонн грузов создаются, и чтобы их вытащить, нужны будут суда ледового класса, которые мы не до конца пока понимаем, где создать. Это очень серьезный вызов», — заявил министр.
Главное – комплексность
В конце заседания Алексей Чекунков отметил, что для того, чтобы реализовать проекты вдоль трасс Восточного полигона и СМП, в которые сейчас вкладываются огромные денежные средства, нужно развивать расположенные там населенные пункты. Во многих из них сейчас не строятся новые дома, оттуда уезжают люди. Поэтому очень важно организовать обновление этих городов на основе мастер-планов. А главное, по мнению министра, — необходимо создать взаимоувязанный комплексный стратегический документ, объединяющий все отдельные стратегии и отраслевые решения, «чтобы мы двигались в сторону комплексного планирования. Без этого одно звено рвется, и всей цепи нет», — предостерег Алексей Чекунков.
Владимир ПУТИН, президент России:
«По инициативе частных инвесторов прокладывается Тихоокеанская железная дорога, возводится новый порт на побережье Охотского моря. Это позволит задействовать ресурсы Якутии и севера Хабаровского края, обеспечить прямой выход на рынки АТР»