Магистраль в будущее: участники форума «Строим Россию!» обсудили приоритетные задачи по развитию инфраструктуры
РСПП На днях в Москве прошел первый форум «Строим Россию!». Его организаторами выступили Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) и Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК). На дискуссионных площадках встретились представители власти, бизнеса и экспертного сообщества. В центре внимания были перспективы развития строительного и транспортного комплексов России, реализация инфраструктурных проектов и развитие ЖКХ.
Мультипликативный эффект
Обращаясь к участникам форума, министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин отметил итоги «возможно, не для всех заметной, но очень важной» совместной работы с РСПП и Торгово-промышленной палатой по сокращению административных процедур. Были отработаны более 1 600 процедур, в том числе более 40 федеральных законов, постановлений правительства, приказы ведомств и Минстроя России. Не менее значимым изменением, которое было разработано Минстроем России совместно с РСПП, стало введение независимой оценки квалификации. «Мы в совместном режиме продолжаем работать с РСПП в этой части. Это тоже серьезная задача, которая обеспечивает новую прозрачность для строительной отрасли», — заявил Ирек Файзуллин.
Выступивший следом президент РСПП Александр Шохин также отметил, что благодаря сотрудничеству с Минстроем России удалось добиться совершенствования правового регулирования строительной отрасли. «Реализуются многие мероприятия, которые заложены в целый ряд нормативных документов, в том числе «дорожная карта» по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства», — сказал Александр Шохин, добавив, что уже принят ряд конкретных решений, но вместе с тем остается достаточно широкий круг вопросов, которые требуют консолидации усилий отрасли.
Глава РСПП призвал объединить возможности государства и частных инвесторов для создания развитой инфраструктуры. Инвестиции в нее обладают мощным мультипликативным эффектом. Так, на один вложенный рубль инвестиций в транспортную инфраструктуру экономика впоследствии получает до пять рублей прироста ВВП за счет прямых и косвенных эффектов.
По его словам, за последние пять лет в стране было построено 1,2 тыс. км федеральных скоростных автомобильных дорог суммарной стоимостью 1,66 трлн рублей. И благодаря этому среднегодовой объем этого рынка составил порядка 332 млрд.
Найти компромисс
Однако в условиях бюджетных ограничений не обойтись без различных механизмов привлечения частных средств, включая концессии и ГЧП (государственно-частное партнерство). Отчасти они уже работают, и в ГЧП общий объем законтрактованных инвестиций составляет 4,8 трлн рублей, а по итогам 2023 года заключен рекордный объем соглашений об инвестициях почти на один триллион рублей.
По оценке Александра Шохина, успешный запуск и последующая реализация масштабных капиталоемких инфраструктурных проектов как с частными инвестициями, так и с бюджетными вливаниями позволят создать до 400 тыс. рабочих мест и улучшить качество жизни 70-80 млн человек.
Вместе с тем, бизнесу нужны реальные механизмы вовлечения. И этому может воспрепятствовать новый законопроект Минфина, который ограничивает расходы регионов и муниципалитетов по механизму ГЧП и концессиям не выше 10% их годового объема доходов. Этот законопроект уже одобрен в первом чтении в Госдуме, но его логика конфликтует со стратегиями развития отраслей.
«Новыми поправками Минфин РФ делает невозможным финансовое участие концедента в концессиях по широкому кругу соглашений, в частности, по объектам транспортной и автодорожной инфраструктуры. Также от них могут пострадать и строительные компании, которые работают на объектах ГЧП, и, по сути, становится невозможной реализация концессий в сферах IT, космоса, военной, сельского хозяйства, газоснабжения, инженерной с бюджетным участием государства», — выразил опасение Александр Шохин.
Впрочем, как уточнил Ирек Файзуллин, бюджетные ограничения всегда были, но одновременно все понимали, как привлечь финансирование. Также поставленные задачи всегда выполнялись. «Приоритизация неизменно стояла в выполнении комплексных проектов, которые необходимы регионам», — подытожил Ирек Файзуллин.
Далее со своей оценкой ситуации выступили представители институтов развития. Как сообщил генеральный директор АО «ДСК «АВТОБАН» Алексей Андреев, банки могут вкладывать в инфраструктурное строительство около 3 трлн рублей, однако существуют барьеры.
«К решению проблемы можно было бы привлечь различные механизмы, но на «стопе» стоит Минфин. Бюджетный период планирования сегодня составляет три года, в то время как срок реализации концессионных соглашений — 15-20 лет. Нет политической воли, которая могла бы дать жизнь этим проектам. И в этом основные риски», — выразил сожаление Алексей Андреев.
Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой предложил на базе АИИК создать инструмент, который позволит абсорбировать денежную массу, скопившуюся у населения, для развития инфраструктуры.
«Сегодня свободная ликвидность банков перестает расти. Единственное, где этот показатель увеличивается — вклады населения, на которых находится около 70 трлн рублей. Поэтому на базе АИИК следует создать Фонд развития инфраструктуры, чтобы абсорбировать эту денежную массу, скопившуюся на руках у населения, для создания развитой инфраструктуры в стране», — отметил Владимир Косой.
Сделать ЖКХ окупаемым
Важной частью форума стала сессия «Модернизация ЖКХ: привлечение внебюджетного финансирования в перспективные проекты», модератором которой выступила глава Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова. По ее словам, даже с учетом планируемых сегодня кабмином объемов вложения в ЖКХ до 2030 года в 4,5 трлн рублей есть опасения, что улучшить качество коммунальных услуг получится лишь для 20% населения страны. Поэтому одна из приоритетных задач — сделать отрасль окупаемой для бизнеса, поставить проекты в сфере ЖКХ на поток, чтобы рынок видел эффективно выстроенную экономику в «коммуналке» и у инвесторов формировался высокий спрос на новые проекты в этой сфере.
В рамках круглого стола был рассмотрен опыт субъектов по модернизации коммунального комплекса. Как рассказал зампредседателя правительства Нижегородской области Вячеслав Горев, в регионе начали работу водно-коммунального хозяйства с инспекции очистных объектов, что позволило уточнить приоритетность реализации новых проектов и их экономическую целесообразность.
В настоящее время в области прикладываются усилия для укрупнения предприятий ЖКХ, чтобы на территории каждого муниципального округа была хотя бы одна сильная компания. Чиновник также отметил, что необходимо выработать единые критерии выделения бюджетных средств регионов и добавил, что следует восстановить экспертизу принятых технологических решений. «Из-за того, что очистные сооружения долго не реконструировались, мы утратили кадровый состав, который бы мог грамотно проектировать работы. Возможно, следует ввести государственную технологическую экспертизу», — заключил Вячеслав Горев.
В заключительной части сессии Елена Довлатова вновь озвучила инициативу Ассоциации о необходимости поэтапного ввода налога на новое имущество предприятий водоснабжения и водоотведения. «Мы не лезем в карман государству. Речь идет о новом строительстве», — уточнила она.
Эти и другие предложения участников форума будут направлены в Федеральное собрание и правительство страны.
Александр ШОХИН, президент РСПП:
«Вложение в инфраструктуру: социальную, ЖКХ, железные и автомобильные дороги, порты, аэродромы — это вложение в будущее страны, высокий темп ее развития отражается на качестве жизни граждан и конкурентоспособного бизнеса»
Елена ДОВЛАТОВА, исполнительный директор РАВВ:
«Сегодня имеется как минимум восемь программ в сфере ЖКХ, которые сопряжены с бюджетным финансированием. Но все они имеют разные целевые показатели и различные механизмы реализации. Если регион участвует в одной программе, то зачастую не может участвовать в другой»