На заоблачной высоте: Москва стала ориентиром для городов БРИКС
Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы/АГН «Москва» Прошедший в Москве 18-19 сентября форум «Облачные города. Форум о будущем городов БРИКС» подарил много впечатлений посетившим его более чем 13 тыс. человек из 30 стран мира. Но главный вывод, который сделал по итогам этого насыщенного многочисленными мероприятиями события Почетный председатель форума, лауреат Нобелевской премии мира Рае Квон Чунг (Rae Kwon Chung), относится к Москве: «Нам всем нужно поучиться у Москвы, у России». И дело здесь не только в том, что Москва была отмечена Всемирной премией инноваций, возглавила топ-5 городов БРИКС по уровню технологического и пространственного развития, заняла 3-е место по итогам рейтинга «БРИКС-250» и вошла в десятку рейтинга инновационной привлекательности мировых городов по версии НИУ ВШЭ. Показав пример другим городам БРИКС в решении проблем, присущих многим мегаполисам, российская столица стала еще и прообразом города будущего. Выступавшие на различных площадках в рамках деловой программы форума москвичи по сути дела обозначили вектор развития любого большого города на многие десятилетия вперед.
Впереди планеты всей
Тон дискуссии задал мэр Москвы Сергей Собянин, сделавший в своем выступлении перед участниками форума акцент на технологиях, которые, по его словам, меняют качество жизни москвичей. И это были не просто слова, потому что именно за вклад во внедрение передовых устойчивых технологий на земле, воде и в воздухе Сергей Собянин был отмечен Всемирной премией инноваций (World Innovation Award). Получивший из рук Рае Квон Чунга награду в номинации «Устойчивые города и сообщества» мэр Москвы на конкретных примерах показал, какое большое внимание уделяется в столице развитию транспорта и какую роль при этом играет созданная на основе искусственного интеллекта транспортная система. Для многих иностранных участников форума стало открытием сообщение Сергея Собянина о том, что пассажиры московского метро могут входить в него не только с помощью обычных проездных билетов, электронной карты, но даже с помощью своего лица, оплачивая проезд по биометрии. «Огромное количество сервисов и, пожалуй, лучших технологий сосредоточено в московском пассажирском транспорте. По версии международных специалистов, в Москве этот транспорт и пассажирские сервисы являются одними из лучших в мире», — заявил Сергей Собянин.
Он также рассказал, что при строительстве учреждений здравоохранения в их работу активно внедряются нейросети, помогающие ставить предварительные диагнозы и дающие рекомендации по направлению на лабораторные исследования, а также искусственный интеллект, анализирующий рентгеновские снимки и выявляющий возможные болезни. А в строящихся и реконструируемых образовательных учреждениях используется самая большая образовательная система в мире — «Московская электронная школа», позволяющая персонифицировать траекторию развития каждого учащегося на всех этапах обучения. Сергей Собянин также отметил, что электронные услуги столицы, по оценке ООН, являются номером один в мире, и практически все городские и федеральные государственные услуги уже находятся в цифре, их можно получать удаленно.
О том, что Москва может служить примером по-настоящему «умного» города, свидетельствуют и результаты впервые проведенной в рамках форума конференции «Зеленые города БРИКС», которую организовало московское правительство. На ней высокую оценку получили результаты применения в российской столице организационных и технологических решений в области окружающей среды. Наградами были отмечены три проекта — автономный робот-уборщик «Пиксель», коммунальный флот Москвы и столичные лаборатории экомониторинга.
Виртуальная копия города
Говоря о том, как цифровые технологии помогают в управлении, Сергей Собянин подчеркнул роль цифрового двойника города, который, по его словам, позволяет знать о том, что происходит в Москве, и планировать ее дальнейшее развитие. Более подробно об этой инновации рассказал начальник управления по сопровождению проектов цифрового мастер-планирования Департамента информационных технологий Москвы Александр Фуэнтес. Он сообщил, что уже почти пять лет цифровой двойник города помогает реализовывать различные проекты. Причем это не просто трехмерная модель, а масштабная управленческая платформа. Она содержит данные об объектах, расположенных как на поверхности земли, так и под землей, и является, по сути, «живой», регулярно обновляющейся системой. В числе источников новых данных, которые интегрируются в единую платформу, Александр Фуэнтес назвал аэрофотосъемку, панорамную съемку с машин, велосипедов и самокатов, камеры видеонаблюдения и лазерное сканирование.
По его словам, цифровой двойник также позволяет планировать будущую застройку на территории: трехмерная модель будущего объекта размещается на фотограмметрической модели и позволяет понять, как он будет встраиваться в город в целом. Почти каждый вопрос в столице, касающийся строительства, благоустройства и развития, рассматривается исключительно с использованием цифрового двойника. Сейчас этот алгоритм реализует новую подсистему с более высокой степенью детализации, что позволяет интегрировать в него фотореалистичные трехмерные модели. «Любой застройщик, любой девелопер при реализации проекта в столице должен подготовить такую трехмерную модель и руководство города, анализируя встроенную в цифровой двойник модель, принимает управленческое градостроительное решение — как это будет вписываться, интегрироваться и реализовываться в дальнейшем», — отметил Александр Фуэнтес, подчеркнув, что дальнейшая перспектива развития этого инструмента связана с цифровым мастер-планированием, которое представляет собой новый управленческий подход, направленный на принятие решений с использованием Big Data, развитие алгоритмов генеративного проектирования, сценарного моделирования.
Безопасность прежде всего
Несомненные успехи Москвы в планировании с помощью цифрового двойника не заслонили от участников форума дальнейшие перспективы развития мегаполисов. Один из наиболее реалистичных сценариев застройки, который реализуется уже в недалеком будущем, на сессии «Транспорт будущего. Как подготовить город и жителей к летающим электробусам?» озвучил президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. С его точки зрения, основная проблема, с которой сталкиваются горожане, — безопасность. Ведь, как отметила принявшая участие в дискуссии старший специалист по партнерским отношениям Фонда безопасности дорожного движения ООН Валерия Мотта (Valeria Motta), в автокатастрофах ежегодно гибнут более 9 млн человек — больше, чем от рака и СПИД. По мнению Владимира Косого, чтобы мегаполис стал более безопасным, в его центральной части управление движением всего транспорта, в том числе легкового, должно осуществляться централизованно, с помощью одного компьютера. В представлении спикера, уже через 20-30 лет водители, въезжающие в центр Москвы, будут лишаться права управлять автомобилем самостоятельно — дальше его поведет компьютер, что позволит избежать правовых конфликтов. Однако, как показал дальнейший ход дискуссии, при управлении движением из одной системы значительно возрастает риск хакерских атак на эту систему, поэтому, чтобы обеспечить дальнейшее развитие городов, надо безотлагательно решать давно назревшую проблему кибербезопасности.
В то же время, как отмечалось на посвященной инфраструктурным мегапроектам сессии, сделать это будет непросто. По словам президента ГК InfoWatch, председателя правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Натальи Касперской, «умный» город представляет собой набор самых различных информационных технологий, причем все они имеют уязвимости. Например, большинство протоколов передачи данных имеет так называемые уязвимости нулевого дня, когда даже в изученных протоколах продолжают появляться новые «дыры». Причем большинство этих протоколов старые и в них не предполагается шифрование.
Чтобы защитить «умные» города, Наталья Касперская предложила, во-первых, обеспечить их многоконтурную защиту прежде всего в ситуации отключения от электричества. Во-вторых, необходимо предусмотреть физическое дублирование систем на случай, если они дадут сбой. В-третьих, информационная безопасность должна встраиваться внутрь систем. И наконец, нельзя пренебрегать так называемым наложенным средством безопасности, когда поверх всех существующих систем устанавливается еще одна. Но даже все эти меры, по мнению эксперта, не дают гарантию, потому что невзламываемых систем не существует. Так что вопрос о безопасности городов пока что остается открытым. Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: «Знание и цифровизация всех материальных активов города — инженерной инфраструктуры, дорог, домов, облика города, его рельефа, а также знание о людях — создают цифровой двойник города, позволяющий нам знать, что в нем происходит сегодня, планировать, что будет завтра, управлять процессами для того, чтобы город с каждым годом был комфортнее для жителей, был действительно лучшим городом мира»