Стройка на баррелях: нефтегазовые поставки в Азию требуют колоссальных усилий по созданию инфраструктуры
/FOTODOM Извлечением и транспортировкой нефти и газа занимается огромная отрасль. По данным Росстата, оборот организаций в сфере добычи подземных углеводородов за март 2024 года превысил 2,141 трлн рублей. Эта работа требует расширения и модернизации инфраструктуры, технологического обновления, непрерывного строительства целой сети разномасштабных объектов. Только в I квартале года на промыслах страны было введено 1 260 нефтяных и 57 газовых скважин эксплуатационного бурения.
Курс на Восток
В числе крупнейших для нефтегазовой отрасли строительных проектов, находящихся на стадии активной реализации, — магистральный газопровод «Сила Сибири-2», месторождение «Восток Ойл», промышленный комплекс «Арктик СПГ-2».
Как напоминает nprom.online, договор на проектно-изыскательские работы по «Силе Сибири-2» был подписан в 2022 году, к концу 2023-го выполнено технико-экономическое обоснование проекта. В октябре 2023-го Минэнерго РФ подтвердило строительство участка магистрали в Монголии, осуществляется конкретизация маршрута по нашей стране: если все пойдет по плану, газопровод проведут через Красноярский край и «голубое топливо» получат потребители Бурятии и Забайкалья. Сумму инвестиций в проект можно пока обозначить лишь приблизительно. По оценке аналитика Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергея Капитонова, она близка к аналогичному показателю первой «Силы Сибири» (порядка 1,1 трлн рублей в ценах 2018 года).
«Восток Ойл» включает в себя 13 месторождений на севере Красноярского края, суммарные запасы нефти в которых достигают 6,5 млрд тонн. Добывать сырье будут через 12 тыс. эксплуатационных скважин. К 2030-му годовой объем добычи должен приблизиться к 100 млн тонн.
Основная отгрузка пойдет через нефтепровод и наливной терминал в порту «Бухта Север». По данным главного геолога «Роснефти» Андрея Полякова, протяженность нефтепровода составит 770 км. Инфраструктура строящегося порта на первом этапе будет состоять из трех грузовых и двух нефтеналивных причалов протяженностью 1,3 км и приемосдаточного пункта с 27 резервуарами по 30 тыс. кубометров каждый, а также ряда вспомогательных объектов.
В соответствии с данными последней редакции стратегии развития Сибири, инвестиции в проект составят до 2036 года 11,7 трлн рублей.
В конце нынешнего года в строй должна вступить промышленная линия «Арктик СПГ-2», производительностью равная «Арктик СПГ-1» — 6,6 млн тонн сжиженного природного газа в год. Ресурсной базой проекта «Арктик СПГ-2» является месторождение Утреннее на полуострове Гыдан восточного берега Обской губы. Доказанные и вероятные запасы месторождения, по стандартам PRMS, составляют 1 434 млрд кубометров природного газа и 90 млн тонн жидких углеводородов. «Газпромбанк» называет стоимость инвестиций «Арктик СПГ-2»: примерно 25 млрд в «долларовом эквиваленте».
Решая проблемы
Среди факторов, препятствующих развитию нефтегазовой отрасли, эксперты отмечают ограниченные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также нехватку квалифицированных кадров. Это отрицательно влияет на ход импортозамещения технологического оборудования и ограничивает возможности России по освоению новых месторождений и по добыче трудноизвлекаемых запасов углеводородов.
Проблема, впрочем, решается. Так, исходя из разработанной совместно Минпромторгом, Минэнерго, «Газпромнефтью» «дорожной карты» развития направления «Оборудование для бурения и добычи на суше», до 2030 года инвестиции в разработку российского оборудования для бурения скважин и добычи нефти и газа на суше составят примерно 19,8 млрд рублей. За счет упомянутых денежных вливаний к 2030 году должно быть проведено 19 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по оборудованию и компонентам для бурения, добычи сырья и внутрискважинных работ. Подписано 19 договоров на поставку соответствующих технологий.
Львиная доля этих денег (17,3 млрд рублей) — частные средства, из федерального бюджета на разработку оборудования выделят 2,5 млрд. Эти пропорции соответствуют собственной заинтересованности бизнеса в преодолении зависимости от зарубежных технологий, оборудования и программного обеспечения. В ряде случаев эту зависимость компаниям удается преодолеть собственными силами (так, о практически полном решении «проблемы с импортозамещением» заявили в компании «Стройтрансгаз»).
Над решением кадровой проблемы работает система образования. По словам ректора РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Виктора Мартынова, возглавляемый им вуз старается оперативно адаптироваться к обновляющимся требованиям к подготовке специалистов. В частности, это касается освоения морского бурения для разработки шельфовых месторождений, внедрения цифровых технологий (работы с «цифровыми двойниками» месторождений и т. п.), обеспечения информационной безопасности. Сегодня нужно не просто выпускать специалистов определенного профиля, готовить работников для конкретных предприятий, буквально под конкретные рабочие места. Для повышения качества подготовки кадров вуз взаимодействует с Советом по профессиональным квалификациям в нефтегазовом комплексе, который утверждает профстандарты — основу образовательных стандартов.
В поиске подрядчиков
Касаясь вопросов взаимодействия со строительными подрядчиками, представители нефтеи газодобывающих компаний отмечают нестабильность их работы. Порой даже крупные, давно присутствующие на рынке организации прекращают свою деятельность, и приходится выстраивать отношения с новыми исполнителями. Между тем, специфика «нефтегазового» строительного заказа делает насущным сотрудничество не просто со стабильными компаниями, но с EPC-подрядчиками — то есть фирмами, способными самостоятельно справиться с управлением крупными инфраструктурными проектами. Таких компаний в принципе немного. Недостаток ресурсов, компетенций и сложность процедур по вхождению в ЕРС-контракты затрудняет выход на этот рынок для большинства потенциальных новых игроков.
Заказчики не скрывают, что отбор подрядчиков ведется по высоким критериям. В частности, представители компаний «Татнефть», «Башнефть» и «Газпромнефть» говорят о двухуровневом конкурсном отборе: сначала компания, претендующая на выполнение работ на объектах нефтегазовой добычи и промышленности, должна пройти этап общей предварительной квалификации, а потом подтвердить, что ее материально-технические ресурсы и кадровый потенциал способны справиться со сложным проектом. Например, в нефтехимии, где на подрядчике часто лежит двойная ответственность: не только профессионально выполнить определенные работы, но и не повредить действующую структуру, в которую новое производство должно быть вписано предельно аккуратно.
Вместе с тем, заказчики демонстрируют открытость и непредвзятость, приглашая к участию в подрядных конкурсах всех кандидатов, готовых пройти жесткий отбор. Бояться конкуренции с китайскими и другими зарубежными фирмами российским строителям не стоит: в этом плане политическая ситуация сыграла на руку отечественным компаниям — сегодня «нерезидентам» войти в строительство ответственных нефтегазовых объектов на территории РФ очень сложно.
У подрядчиков свои проблемы. По мнению участников социальной сети «Модернизация ТЭК», в процессе подготовки XIII конференции «Строительство в нефтегазовом комплексе» (Нефтегазстрой-2024) выяснилось, что ситуация со строительными кадрами стала еще хуже. «Рабочим (сварщикам, водителям, экскаваторщикам, бетонщикам и другим) проще работать на восстановлении Мариуполя, например, чем ехать вахтой на Север. Нефтяные компании уже не могут предложить большие деньги, чем военные строители. Кроме того, климатические условия в нефтегазе значительно хуже», — отмечают специалисты.
Так или иначе, нефтегазодобыча в России в любом случае сохраняет огромный экономический потенциал, а это значит, что основную часть текущих проблем отрасль все равно преодолеет, несмотря на все дисбалансы внешнеполитического и социального характера.